Виды якорей для лодки ПВХ

  • Вы здесь:  
  • Главная >
  • ПОЛЕЗНОЕ >
  • » Катера и моторы >
  • Выбор якоря для катера или моторной лодки – типы и особенности
Информация о материале
Родительская категория: Полезное
Категория: Катера, лодочные моторы и оборудование
Опубликовано: 24 февраля 2008

11111Рейтинг: 4.01 (175 голосов)

Оглавление:

Страница 1 из 2

image  К выбору якоря, да и всего, что будет использоваться на катере, надо подходить с наивысшей ответственностью.

  Нет смысла на небольшой лодке или катере возить тяжеленный адмиралтейский якорь, в то же время опасно выходить на воду имея на борту кошку с короткой веревкой.

  Для расчета необходимого веса якоря можно воспользоваться простой формулой:

W = (8÷10)∛ D2

где D — водоизмещение катера.

  Используемый якорь просто обязан держать катер или лодку при любом ветре, а не просто находиться на борту согласно Табеля обязательного оснащения.

  Исходя из представленных ниже данных можно судить об эффективности разных типов якорей. Самый массивный — необязательно лучший!

  Когда у меня не было якоря, попробовал взять с собой 20кг. квадратную гирю — не держит совершенно! А вот якорь весом ~7кг. уже не вырвать!

  Веревку для якоря лучше использовать более жесткую — меньше будет путаться. На конец веревки необходимо привязать поплавок (кусок плотного пенопласта), в случае заброса якоря часто за борт улетает и конец — в таком случае он не утонет.

  При использовании цепи — диаметр звена можно определить по формуле: d = √ 4,7D

Ориентировочные данные по канатам и якорям приведены ниже:

Тип катера Вес якоря Якорная цепь Якорный канат
длина м калибр мм длина м калибр мм
открытые катера до 5м 12 25 8
с каютой (будкой) до 5м 12 30 8
открытые 5-7м 12-14 25 8
с каютой 6-8м 14-18 18-20 6-7 30 10
с каютой 8-10м 20 20-25 7-8 35 12

  При использовании на море длину якорной цепи или веревки необходимо увеличить на 30%.

Якоря и канаты морских парусно-моторных яхт:

Размер яхты, м Вес якоря Якорная цепь Якорный канат
длина ширина Основной Запасной длина калибр длина диаметр
<5,5</td> 1,5-1,9 10-15 10 5 40 6 35 8
5,5-6,5 1,8-2,2 15-20 15 8 40 6 35 8
6,5-7,5 2,0-2,4 20-25 20 10 50 7 45 10
7,5-9,0 2,2-2,7 25-30 30 25 60 8 55 12
9,0-10 2,5-2,9 30-40 40 30 70 9 65 14

Основные данные капроновых канатов:

image Диаметр каната мм Вес 100м Разрывное усилие
7,9 4,3 1180
9,6 5,4 1450
11,1 7,5 2010
12,7 10,0 2720
15,9 15,7 4265
19,1 22,8 8020

Якорь на катер, моторную лодку, морской, подобрать, выбрать, какой лучше, Брюса, Холла, Денфорта, Плуг, Адмиралтейский, кобра

Добавить комментарий

Опытные рыбаки часто пользуются якорем, особенно если ловят рыбу в местах с сильным ветром и течением. Конструкций якорей достаточно много и, когда наступает необходимость купить его, возникают вопросы, главный из которых — какой лучше? Однозначного ответа нет, так как на выбор влияют разные факторы. Поэтому мы расскажем вам, как подобрать якорь для лодки ПВХ с учетом специфики рыбалки.

Что лучше: самостоятельный или покупной якорь?

Не обязательно покупать якорь, можно сделать его своими руками для лодки и даже для катера. Это более доступно по цене, да и соорудить можно конструкцию точно такую, как надо. Но самодельное устройство должно быть абсолютно безопасным для лодки, а сделать его таковым не так просто, как может казаться. Покупные конструкции производят в соответствии с нормами безопасности.

Чтобы вы ни решили, вам всё равно придётся определяться с конструкцией. Она может быть самой простой или с “наворотами”. Вот несколько чертежей правильных самодельных якорей для судна:

Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
Вариант №4
Вариант №5

Группы якорей: какие бывают, для каких случаев подходят?

Для начала разделим все якорные конструкции на 3 группы:

  1. Гравитационные. Их принцип действия основан только на силе тяготения. Это могут быть связанные кирпичи, диски от спортивных снарядов и т.п., то есть всё тяжелое, что опустил и спокойно рыбачишь, зная, что судно никуда не отнесёт. Но использование таких устройств не всегда безопасно для надувной лодки, да и часто подручные изделия объёмные и не удобные, хотя с главной функцией справляются неплохо.

2. Плавающие изделия (парашютные). Они используются там, где отсутствует течение. Парашют хорошо держит судно и при сильном ветре. Делаются такие варианты из ткани или хорошего полиэтилена.

3. Цепляющиеся. Их главный элемент — лапы, цепляющиеся за дно водоёма. Лапки могут быть широкими, тонкими, более или менее длинными, разной формы. В таких якорях могут быть шарнирные соединения с движущимися элементами.

Определяемся с массой якоря

Главное, на что нужно опираться при выборе — вес лодочного якоря. Он зависит от размеров судна, точнее, от его длины. Например, для лодки длиной в 2 метра понадобится якорь весом 2 кг. Если длина 3 метра, можно сделать два якоря по 1,5 кг. Кстати, именно с помощью двух якорей получается прочно зафиксировать лодку врастяжку (в носовой и кормовой части).

Если у вас якорь недостаточно тяжел, необязательно покупать или делать другой. Можно утяжелить его, например, с помощью металлической цепи. Метровая цепь с диаметром в 1 см может увеличить массу на 2 кг, даже чуть больше. Использовать такое дополнительное утяжеление можно так:

  1. Обмотать цепь вокруг тренда (утолщённая часть, которой заканчивается «веретено» якоря) и закрепить её. Так увеличится масса и сместится её центр.
  2. Привязать цепь к веретену как фал. За счёт этого “веретено” придавится к подводному дну, что хорошо сказывается на зацепляемости якоря.

Помните, что у лодок, которые зарегистрированы в ГИМС, якорь должен весить минимум 5 кг.

На фото полезная таблица, которая поможет правильно подобрать якорь для лодки ПВХ:

Форма якоря

По форме лодочные якоря бывают разные, но всё же многие из них имеют заострённые элементы. Некоторые рыбаки наделяют свои самоделки совершенно другими формами, например, используя гири или что-то похожее. Но округлённая форма приводит к тому, что якорь тащится по дну, не выполняя своей роли. Посмотрите на фото разных типов якорей и поймёте, какие формы оптимальны:

Материал якоря

Если вы делаете якорь самостоятельно, используйте качественные металлические материалы. Оптимальным решением будет оцинкованная сталь, нержавейка или чугун. Применяется и низкоуглеродистая сталь.

Какой якорь выбрать в зависимости от места рыбалки?

Якорных конструкций достаточно много, рассмотрим самые удачные варианты для разных условий.

Кошка

Их чаще всего используют владельцы надувных лодок. Обычно вес якорей-кошек не больше 10 кг. Такой утяжелитель может раскладываться как зонтик. Могут быть поворотные муфты для распрямления, но их шарниры способны достаточно быстро ослабеть и сложиться без необходимости.

Большинство моделей якорей-кошек складные: лапы прижимаются к веретену, и конструкция становится очень компактной.

Плюсы кошек:

  • легкость в использовании;
  • универсальность;
  • компактность.

Но есть существенный минус: плохое сцепление с каменистым или илистым дном водоёма. Если на дне коряга или что-то похожее, якорь быстро зацепится, а трос может оборваться.

Вывод: если вы предпочитаете рыбачить на участках с каменистым или илистым дном, от кошки вам лучше отказаться. А вот для других участков, особенно песчаного дна, это весьма подходящий вариант.

Грибовидный якорь

Такая конструкция применяется в основном как речной якорь. Вес в пределах 10 кг. Это выбор тех, то рыбачит на каменистом дне. Полезен грибовидный якорь и на вязких донных участках.

Такой якорь можно с уверенностью назвать сильным. Он очень полезен при серьёзных ветрах и сильном течении. Интересно, что конструкция не может сильно цепляться за разные коряги, поэтому потерять её крайне сложно. Нет острых углов, что также упрощает процесс использования.

Денфорта

Монолитное устройство, нет складных элементов. По виду такой якорь похож на плуг. Многим не нравятся габариты конструкции, поэтому владельцы надувных лодок не выстраиваются за ней в очередь.

Но эта модель стоит внимания, потому что:

  1. Заострённые широкие лапы быстро углубляются в грунт.
  2. Лодка не может перевернуться при использовании якоря Денфорта.
  3. Легко снять якорь, если он зацепился (но можно и потерять его).

Это хороший вариант для илистого и песчаного дна.

Якорный канат

Если у вас надёжный, подходящий якорь, а канат “так себе”, не ожидайте многого. Именно канат обеспечивает скорость отдачи и подъёма якоря. Он не должен быть перекрученным.

Каким должен быть якорный канат:

  1. Длина должна быть минимум в 3 раза больше глубины водоёма там, где вы планируете использовать якорь. А при сильных ветрах и течениях нужно прибавить ещё около 15 метров.
  2. Максимальное разрывное усилие рассчитывается по якорному весу: значение должно превышать массу в десятки раз!
  3. Наиболее прочными считаются полиамидные канаты.
  4. Трос не должен врезаться в руки, поэтому его толщина должна быть не менее 6 мм.

Мы рассказали все о том, как подобрать якорь для лодки ПВХ. Рассказывайте о своём опыте в комментариях и не забудьте посетить наш магазин, где продаются отличные лодки ПВХ и полезные комплектующие!

Вопрос — ответ

Вопрос: Как подобрать хороший якорь для лодки ПВХ?

Имя: Владимир

Ответ:Главное, что нужно учитывать — масса якоря. Если веса недостаточно, можно утяжелить его. Форма тоже важна, зависит от днища водоема, в котором рыбачите. Обращайте внимание и на диаметр якорной цепи.

Вопрос: Какой вес якоря нужен для обычной лодки ПВХ, чтобы не унесло течением?

Имя: Дмитрий

Ответ:Зависит от длины лодки. К примеру, если лодка двухметровая, может хватить якоря на 2 кг. Якоря лодок, зарегистрированных в ГИМС, должны весить от 5 кг. Если веса своего утяжелителя не хватает, можно обмотать вокруг тренда цепь или привязать ее к веретену.

Вопрос: Какой якорь лучше держит обычную ПВХ лодку на водоеме?

Имя: Камиль

Ответ:Все зависит от характеристик лодки, а также условий, в которых вы находитесь. Например, если вы рыбачите там, где дно песчаное, без ила и камней, можно выбрать якорь Кошка. Если же течение отсутствует, можно ограничиться парашютными вариантами, которые помогают при сильном ветре.

Вопрос: Сколько качественных якорей нужно для лодки ПВХ?

Имя: Альберт

Ответ:Можно ограничиться и одним якорем, если лодка не длинная. Но многое зависит от условий, в которых вы рыбачите. Два якоря позволяют зафиксировать судно врастяжку. Например, если лодка трехметровая, можно взять два якоря по 1,5 кг.

Вопрос: Какие бывают формы и виды якоря для лодок ПВХ?

Имя: Фёдор

Ответ:Их достаточно много: якорь Денфорта, Нортилла, Холла, грибовидный, Кошка и другие. Также конструкции разделяются на гравитационные, плавающие и цепляющиеся.

Поделиться ссылкой:

Носовое якорное устройство: 1 – якорная лебедка (брашпиль); 2 – стопор для якорной цепи; 3 – труба якорного клюза; 4 – якорь; 5 – якорная ниша; 6 – цепной ящик; 7 – устройство для крепления якорной цепи; 8 – цепная труба.

Ну, и если якорь запасной. Простаивает себе место на судне. Якорь типа АС-14, 10 125 кг.

Или пролёживает:

На ходу судна, якорь поднят в клюз и надёжно закреплён.

Отмаркированные смычки якорь-цепи.Маркируют для удобства отсчёта : – сколько смычек в воде, и сколько смычек осталось на борту.

А смычек может быть , от 7 до 10. Возьмём среднее – 8 смычек по 27 метров.

И размер звена цепи вот такой:

Немного истории. Когда корабли стали укрупняться в размерах, начали укрупняться и якоря. И вес якорей постепенно дошёл до такого предела, что для подъёма якоря понадобился отельный механизм. В две-три хари якоря уже было не выбрать. Так появился кабестан, или шпиль. Ну, а поскольку ещё не было ни паровых, ни электроприводов шпиля, якорь тянули мускульной силой матросиков. Вставляли специальные палки в шпиль, и крутили. Есессно, палки-рычаги тут же получили названия – вымбовки.

Сам процесс получил название – “выхаживать шпиль” или “выхаживать якорь”. Но смычки были и на канатах, вернее, не смычки, а маркировка длины каната. А поскольку УКВ раций тогда не было, и, чтобы не драть глотку, докладывая, сколько смычек на шпиле сейчас – докладывали ударами в колокол. Поэтому и сейчас судовой колокол располагают на баке.И даже иногда используют по назначению особого упоротые и тоскующие по белому парусу. Плоховато видно, но он по центру фото.

Когда железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке додумались сделать механические приводы шпиля, тут же додумались и использовать шпиль для натяжения и выборки швартовых концов.Моряки ленивые хитрые.

Брашпиль танкера-стотысячника.

Вояки экономят место на корабле, и не могут себе позволить разместить на баке ещё парочку стратегических установок в виде брашпилей. На брашпиль ещё навешены швартовые лебёдки, что сразу делает лишними с десяток организмов из боцманской команды корабля. Сокращение же экипажа для вояк, это зубовный скрежет и ночные завывания на луну. Торговый флот не может себе позволить же иметь на борту десяток лишних дармоедов лихих моряков, поэтому автоматизация – наше всё.

Сколько нужно организмов на торговом пароходе для постановки/снятия с якоря? Два-три человека. Командир – обычно третий помощник. Общее руководство и связь с мостиком. Боцман – упарвляет брашпилем и вообще помогает. Ну, иногда ЭйБи моряк. Путается под ногами Помогайка всем. А в принципе, может справиться и один человек. Только толковый. А с толковыми – туго.

Сколько нужно человек на военном корабле? Щас покажу. USS DDG-60 PAUL HAMILTON, Гонолулу, Гавайские острова. На входе в Пёрл-Харбор.

Брашпиль танкера 50ти тысячника. Электропривод. В левом углу электромотор.

Ага, это птички его так уделали,да. Птички любят кататься на пароходе:

Иногда их пугают, гуднув тифоном, но птички как-то не пугаются. Боцман очень нежно любит этих птичек.

Но сначала маленькое пояснение. Я как-то больше по машинному департаменту прохожу, поэтому по некоторым вопросам, связанных с навигационной эксплуатацией судна, я не знаком в тонкостях. Но и к читерству прибегать не хочу, поэтому, если уж я чего-то не знаю, то так и напишу – не знаю. Или воспользуюсь ответами френда , он настоящий старпом настоящего танкера и в такие тайны навигацкой науки, как постановка/снятие с якоря, возможные проблемы при этом,etc, посвящен тоже по настоящему. А наше дело маслопузое, гайки крутить да в рот заглядывать братьям нашим меньшимнавигаторам, когда они командуют.

1.История якоря, его эволюция от древних времён до наших. Писать об этом, значит переписать книгу Льва Скрягина “Якоря”. Прочитать эту книгу можно здесь – http://coollib.com/b/267577/read Кому интересно, пожалуйста. Там немного, но доходчиво и с картинками.

2.Что такое вообще – якорь Я́корь (из германских языков, др.-шв. ankari «якорь», др.-исл. akkeri из лат. ancora от греческого agkyra) — специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт взаимодействия с грунтом и связанная с объектом удержания посредством якорной цепи или троса. Усилие, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Эффективность якоря оценивается коэффициентом держащей силы — отношением держащей силы к весу якоря.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8C

3.Как устроен якорь. Вот принятые названия частей якоря.

Модели, так сказать, могут отличаться, но названия и назначения частей всё те же.

4.Типы якорей.

5.Как выбирают якорь для судна. Надо сразу сказать, что якорное устройство находится под пристальным наблюдением надзирающих органов. Всевозможные классификационные общества давно выработали свои правила и требования к этому устройству.Требования эти основаны на опытных отношениях веса якоря к размеру судна или в зависимости от тоннажа судна. И, исходя из этих правил, проектируют и механизмы для подъёма якорей – брашпили и шпили.

6.Как к якорю присоединяют судно. Цепью, вестимо. Якорная цепь не сплошная, как я уже в прошлом посте написал, а составная.

Элементы якорной цепи: а — жвака-галсовая смычка; б — коренная смычка; в — промежуточная смычка, г — якорная смычка. 1 — общее звено с распоркой; 2 — увеличенное звено без распорки; 3 — соединительное звено; 4 — концевое звено; 5 — вертлюг; 6 — скоба концевая; 7 — глаголь-гак жвака- галсовый.

Коренной конец якорной цепи, противоположный якорю, крепится к корпусу специальным устройством — жвака-галсом, с откидным приспособлением — глаголь-гаком, позволяющим в случае экстренной надобности быстро отдать конец якорной цепи. При подъеме цепи из воды она сходит в специально оборудованное помещение, называемое цепным ящиком, где и хранится.

7.Цепной ящик. Вот теперь можно начинать смеяться. Я вообще прошлый пост затевал для того, чтобы показать изнутри цепной ящик, и сколько в нём скапливается грязи.Но пошёл издалека, через брашпили. Для логики. Покажу, но позже

8. Вопрос в комментах – Зачем якорю рога? Рогами этими якорь зарывается в грунт. Но есть ещё весёлость. Рогами этими, то есть – лапами, якорь может “бодаться”. Происходит это так. При подъёме якоря в клюз, лапы якоря могут наклониться в сторону борта судна.И при излишней крутизне обводов скулы судна, якорь упирается лапами в борт. Если обводы плавные, ничего страшного, лапы также плавно качнутся в другую сторону. Но на некоторых судах такого не происходит, причина, как уже сказал – крутизна скулы. Это называется – “якорь козлит”, “идёт козлом”. Была у нас серия танкеров, где это козление было развлечением практически при каждой выборке якорей. Выход из этой ситуации нашли такой. Подбирали якорь к борту, и перед началом упора лап в борт, резко,, насколько это было возможно, майнали якорь. Но немного, метр-два. И тут же резко, насколько это было возможно вирали якорь. Если всё шло хорошо, то две-три попытки хватало, чтобы вывернуть лапы в сторону моря. Насколько возможно резко, потому, что брашпили там стояли гидравлические. А на гидравлике резко не всегда получается. Как это примерно выглядит, вот на картинке. Внимание на левый якорь. И говорю же, это примерно.

9.Применение якорей. Ну, уже договорились, что рассказ об обычных якорях обычного судна,да? Так, вот – основные якоря называются – становыми. И основное назначение якорного устройства, это обеспечивание надёжной стоянки судна на рейде и в открытом море при допустимых глубинах. Но ещё используют якоря при швартовках лагом к причалу в некоторых случаях. При швартовке кормой к бочкам и причалу. Отданным якорем можно “затормозить”, погасить инерцию судна, остановить судно.

Тормозят якорями.» alt=»»>

10.Как судно стоит на якоре, и как якорь держит судно. Вот ответ : Держит не якорь, держит комбинация зацеп якоря за грунт + масса якоря + масса цепи. Выглядит это примерно так: То, есть, якорь не просто опущен с борта до грунта, а ещё и назначенное количество смычек вытравленно в воду. Но и якорь не лежит просто на поверхности грунта. Он “забирает” грунт, лапами входя в глубину. Снова  – Тут целый комплекс. Во первых да, сама масса якоря плюс масса цепи. Второе – грунт. Есть слабодержащие грунты (песок), есть хорошо держащие (мелкая калька, ракушка). Если грунт скальный – никто бросать не будет. Ибо можно сразу сказать якорю “прощай”. Зацеп за грунт все таки дает какой-то процент к держащей силе.

А вообще, мне показалось, что самое большее недоумение вызвало несопоставимость величин масс судна и якоря. Причём малюсенький кусочек железа держит такую махину. И здесь прав оказался  – Важна ведь не масса судна (она полностью уравновешивается силой Архимеда), а лишь сила, с которой судно сносит ветром. А она относительно невелика и вполне уравновешивается (не таким уж и маленьким) крючочком, который ещё и цепляется за грунт.

Ну как автомобиль на ручном тормозе стоит на горке и не едет из-за трения шин о шоссе. В шторм сила ветра увеличивается, но поэтому порты и судостоянки оборудуют в защищённых от ветра бухтах, где их шторм не достанет. В случае штормового предупреждения все суда, стоящие на якоре вне таких безопасных бухт, срочно переводят на безопасную стоянку или снимают с якоря и отправляют в открытое море, чтобы там перетерпеть шторм (и не разбиться о берег).

Да, в плохую погоду при стоянке на якоре объявляют режим постоянной готовности. Чуть что, сразу машину заводят, якоря вирают и в море, штормовать.

Этому не повезло, якоря не удержали.

11.Место якорной стоянки.Как встают на якорь и как выбирают якорь. Ну, во-первых,да.. просто так, прискакать куда то и встать на якорь туда, где понравилось, не получится. Хотя бывают случаи. Есть специально отведённые места для стоянок, а конкретное место для вашего судна, точку стоянки, выдаст диспетчер движения порта.

Хотя можно и подурачиться, пугануть кого -нить:» alt=»»>

Вот здесь более полно описан этот момент:Дальнейшая подготовка якоря к отдаче зависит от глубины места якорной стоянки. Если якорь будет отдаваться на глубине до 30 м, то обычно ограничиваются тем, что брашпилем сдвигают якорь с места во избежание непредвиденной его задержки в клюзе при отдаче, после чего зажимают ленточный стопор, разобщают звездочку и докладывают на мостик о готовности якоря к отдаче.

Подробнее на сайте Морская библиотека http://sea-library.ru/morskaja-praktika/327-postanovka-na-jakor.html

Как только судно встало на якорь, на носовой мачте поднимается навигационная фигура – чёрный шар – означающая, что судно стоит на якоре.

Найди чёрный шар.

Как выбирают якорь.  – Как якорь выбирают. При выборке якоря судно подтягивают к якорю. А не наоборот. Тянут-тянут, пока веретено не станет вертикально. Когда оно вертикально, то и лапы из грунта выходят. Это положение называется “панэр”. Вернее сначала идёт доклад “якорь встал”, а потом “канат панэр”. Т.е все, пароход с землёй ни что не связывает. Можно давать малый ход, если надо.

» alt=»»>

Ещё такая штука.Даже находясь в своей каюте,не глядя в иллюминатор, можно узнать о моменте подъёма якоря. Судно начинает как бы слегка подпрыгивать. Хотя казалось бы… всего 10 тонн железа на сто тысяч тонн груза.

Подбор якоря для каждого вида судна имеет свои особенности — надувные лодки не исключение. В этой статье ответим на самые важные вопросы: как правильно подобрать и рассчитать массу якоря, какой лучше выбрать, сколько нужно веревки, как ее закрепить.

Требования к якорю для надувной лодки

Для надувнушек подходят не все модели. Основные критерии, которые надо учитывать при выборе:

  • Компактность и удобство пользования — основное требование. Надувная лодка не катер и не яхта, вариант «установил и забыл» не подойдет. Якорь придется носить от машины до лодки самостоятельно. И в лодке лишнего места не будет. Поэтому подбирать предпочтительнее такой, чтобы занимал минимум пространства, а когда несешь в руках не покалечить себя, окружающих, машину и вещи. Складной якорь будет хорошим решением, но не идеальным.
  • Место использования — водоем, тип и особенности дна, интенсивность течения. Например, если дно сильно закоряжено и есть течение, то неправильный выбор превратит рыбалку в боль.
  • Основная цель применения — стоянка, рыбалка с лодки на месте, дрейф. Одно дело, надежный якорь во время ловли на поплавок или кольцо, и другое, когда нужно ловить, медленно сплавляясь.
  • Устойчивость к коррозии. Тут все просто — если берете покупной, то волноваться не стоит, как правило, их делают из нержавейки, чугуна, оцинкованной или низкоуглеродистой стали.

На заметку. После поднятия якоря вы будете класть его в лодку. Чем проще его промыть в воде и чем меньше у него труднодоступных узлов, тем чище будет лодка.

Виды якорей для пвх лодок

Условно их можно разделить на 3 группы:

  1. Гравитационные. Самые простые, работают за счет своего веса. Чем тяжелее, тем надежнее и … неудобнее. Простой пример — тормозной диск или связанные вместе кирпичи.
  2. Цепляющиеся. В зависимости от конструкции позволяют при меньшем весе обеспечить эффективность на течении и при ветре.
  3. Плавающие — обеспечивают комфортный и безопасный дрейф судна там, где нет сильного течения.

Рассмотрим основные виды якорей, которые справятся с нашими задачами. Разберем популярные, отметим плюсы и недостатки каждого.

Кошка

Якорь-кошка по праву любимый среди владельцев надувных лодок благодаря тому, что его можно складывать. Лапы фиксируются с помощью скользящей муфты, и их можно компактно расположить вдоль веретена.

Это не просто удобно — можно сэкономить место, но и безопасно — в сложенном состоянии нет опасности пробить надувное дно или баллон торчащими в стороны лапами, можно спокойно глиссировать или сложить поверх якорей вещи.

Удерживающие свойства неплохие — лапы хорошо зарываются в дно, особенно, если оно заилено. Но и «поймать» зацеп также не составит труда, особенно если много коряг, камней и имеется сильное течение. Достать кошку в такой ситуации сложно.

Кошка — незацепляйка

Чтобы освободить якорь из зацепа и избежать проблем, можно воспользоваться простым решением. Зафиксировать трос специальным образом — конец фала привязать к отверстию у основания, провести веревку вдоль веретена и зафиксировать проволокой или пластиковой стяжкой через проушину. В случае зацепа нужно, дергая за канат, сорвать проволоку (стяжку), и якорь будет освобожден.

Плюсы:

  • Компактный — легко складывается. Это действительно удобно как в лодке, так и на берегу — переносить, размещать в машине.
  • Достаточно эффективный на умеренно-заиленном грунте.
  • При необходимости можно сделать незацепляйку.
  • Простая и надежная конструкция.

Минусы:

  • На плотном грунте зарывается с трудом.
  • Зато на камнях или в корягах может сесть намертво, сдернуть фактически невозможно, если заранее не сделана правильная привязка (см. выше).
  • Хоть и можно справиться с зацепами, но избежать их полностью не получится из-за конструкции самого якоря.

Якорь Дэнфорта

Как правило, имеет монолитную, не разборную конструкцию, но весьма эффективную. Он похож на плуг, заостренные широкие лапы которого лучше и надежнее входят в грунт чем у якоря кошки. На надувных лодках из-за укороченного штока используется модели, где острие лап расположено дальше относительно друг друга.

Он хорошо держит лодку на песчаном, галечном и илистом грунте, его легче извлечь в случае зацепа. Держащая способность на камнях не лучшая.

Есть модификации, которые складываются в одну плоскость и якорь можно компактно уложить на дно лодки или в багажник авто. Многие опытные рыбаки предпочитают такое решение.

Пример крепления Якоря Дэнфорта на лодке пвх

Якорь Холла

Модификация якоря Матросова. Надежная и проверенная морская конструкция, также подходит для лодок пвх.

Принцип действия подобен, как и у Дэнфорта — он зарывается лапами. Благодаря широкой и массивной юбке быстрее фиксируется, не погружается в грунт слишком глубоко и не вызывает связанные с этим проблемы.

Существенный недостаток — достаточно громоздкий даже в разобранном виде.

Гриб

Называют еще грибок, грибовидным или речным якорем. Есть модели с тремя лепестками.

Обладает большой удерживающей силой и его можно эффективно применять на течении. Максимальный эффект получается, если дно имеет сильную заиленность. Но даже на камнях он неплохо справляется со своими задачами.

Для владельцев надувных лодок он будет интересен по следующим причинам:

  • снижает вероятность зацепов;
  • форма не имеет острых углов и граней, что позволяет сохранить лодку и вещи в целости;
  • легко моется, в отличие от предыдущих вариантов, у него нет мест, где грязь сложно удалить, а значит и в лодке будет чисто.

Присоска

Необычный, похож на 2 сковородки) По безопасности использования в надувной лодке не уступает грибовидному якорю — нет острых граней и легко моется. На канавку можно намотать веревку.

Принцип действия — после того как ляжет на дно, надо потянуть, чтобы канавки дали ему зарыться. Внутренняя полость работает как присоска. Чтобы сдернуть обратно, надо встать над ним и потянуть вверх.

Существенный недостаток — работает только на песчаном и илистом дне.

Волокуша

Также называют скользящий якорь, как правило, самодельный, но есть и промышленные варианты (как на фото — со стальным сердечником и резиновыми пластинами). Стоянка с таким якорем невозможна, он исключительно для дрейфа и сплавной рыбалки с лодки.

Волокуша может зацепиться во время движения. Используя такой якорь надо всегда помнить об этом и соблюдать безопасность — ловить стоя осторожно, можно выпасть из лодки.

Плавучий якорь

Иногда называют парашютом, он и правда на него похож как внешне, так и по принципу действия.

Привязанный к лодке купол опускают в воду со стороны носа. Во время дрейфа купол на стропах раскрывается и создает необходимое сопротивление, чтобы снизить скорость. Достаточно эффективно работает как во время спокойного дрейфа (снижая его), так и когда дует сильный ветер — для надувных лодок из-за отсутствия осадки парусность и снос на открытой воде большая проблема. В зависимости от длины корпуса судна, используют модели диаметром от 80 до 150 см.

Это вспомогательный якорь, который используется ситуативно на большой акватории и с достаточной глубиной. Требует определенной сноровки.

Электроякорь

Правильнее — электромотор с функцией GPS якоря. В обычном режиме такой мотор используется как движитель, но если нужно зафиксировать лодку на месте, то он начинает самостоятельно корректировать свою работу, основываясь на данных встроенного GPS. Для большего удобства такие электрические якоря снабжены педалью управления.

Незаменимый вариант, если вы ловите в заброс. В руках спиннинг, вы нашли перспективную точку, нажали ногой на блок и облавливаете место, а лодка стоит на месте.

Из недостатков:

  • стоит очень дорого;
  • из-за веса и конструкции есть сложности с креплением на надувной борт.

Какой выбрать?

Мы составили рейтинг и выбрали лучший якорь для надувной лодки.

  1. Якорь Дэнфорта и якорь гриб — эффективные и относительно компактные. Наиболее предпочтительны.
  2. Кошка — компактность, средняя эффективность, уязвимость к зацепам. Универсальный выбор.
  3. Якорь Холла — высокая эффективность, но громоздкий.
  4. Плавучий якорь и волокуша — для дрейфа, как основной якорь не годятся.
  5. Электроякорь — из-за цены подойдет, наверное, только профессиональным спортсменам или очень увлеченным водномоторникам.
  6. Присоска — на многих участках дна откажется бесполезным.

Как рассчитать вес якоря для лодки пвх?

Вес зависит от длины лодки. Правильное соотношение килограммов к метрам — 1 к 10. Для примера, если ваша лодка имеет длину 3,6 метра, то якорь потребуется массой 3,6 кг.

Есть классический способ расчета, привязанный к массе судна, но он корректен, если применять его к жесткокорпусным судам. Из-за надувных бортов и легкости всей конструкции, на лодках пвх он не соответствует реальным потребностям. Можно не забивать голову вариантами, какой будет масса вашей лодки с мотором, экипажем и вещами. Проще и практичней брать в расчет постоянную величину — длину.

Важно! Использование 2 якорей повышает эффективность и часто является необходимостью. Второй, вспомогательный якорь, можно в целях экономии взять меньше, но не менее 1/2 от веса основного.

Таблица подбора

Длина лодки в см: Мин. вес основного якоря, кг: Мин. вес вспомогательного якоря, кг:
200 2 1
250 2,5 1,75
280 2,8 1,4
300 3 1,5
320 3,2 1,6
340 3,4 1,7
360 3,6 1,8
380 3,8 1,9
400 4 2
450 4,5 2,25
500 5 2,5

Как утяжелить якорь?

Иногда якорю нужен дополнительный вес, но это не значит, что придется покупать новый. Для этого можно использовать металлическую цепь. Метр цепи даст прибавку более 1 кг. Её можно применять двумя способами:

  1. Обмотать вокруг веретена.
  2. Использовать между веревкой и якорем. Это наиболее эффективно, если вам нужно, чтобы якорь ложился на дно в нужной положении и чтобы его прижимало, когда начинаете подтягивать.

Выбор веревки для якоря

У вас может быть очень хороший якорь, но если вы взяли негодный фал, то оставите его на дне. Якорный канат должен быть прочным, удобным и не путаться. Все это обеспечивает диаметр и состав волокон.

  1. Лучше взять веревку из синтетики. Такая не спутается, не сгниет, будет медленнее пропитываться водой и не утонет если конец выскользнет из рук.
  2. Диаметр предпочтителен от 6 до 10 мм. Это не только прочность, но и комфорт — чем толще, тем удобней будет вытаскивать и стравливать якорь руками. Но слишком толстый канат будет иметь больший объем в бухте, поэтому учитывайте длину.
  3. Длина подбирается в соотношении к глубине 1 к 3. То есть, если вы рыбачите на глубине 5 метров, то трос нужен длиной минимум 15 м. При тяжелых условиях (сильное течение, ветер) потребуется соотношение 1 к 5. Здесь действует правило — чем дальше от лодки якорь, тем лучше держит.

Как правильно привязать якорь?

Якорный узел

Вязать веревку лучше используя «Якорный узел», его еще называют «Рыбацкий штык». Выдерживает сильную тягу и имеет тысячелетнюю историю — проще, надежнее и лучше человечество не придумало.

На фото показано как сделать «Якорный узел» в 4 приема или посмотрите видео ниже.

Привязывать фал к якорю желательно через вертлюг, тем самым вы предотвратите скручивание.

Какое якорное устройство подойдет вашей лодке, такой как, Beneteau Swift Trawler и что нужно сделать дополнительно, чтобы постановка на якорь и стоянка стали комфортнее. Постановка на якорь — целая история: подготовить якорное устройство, выбрать место для стоянки, вычислить сколько цепи отдать, сделать поправку на прилив/отлив, взять пеленги на береговые ориентиры… Странно, но именно про первый пункт многие владельцы яхт забывают начисто, полагаясь на то якорное устройство, которым снабдили лодку верфь или предыдущий владелец.

Покупая новую яхту, например Swift Trawler 35, стоит попросить дилера верфи оборудовать ее якорем покрупнее стандартного. Но даже если вас вполне устраивает то, что есть, нелишне самостоятельно промаркировать цепь, чтобы понимать, сколько вы отдали. Сколько отдавать цепи — зависит от размеров лодки и глубины, где вы собираетесь становиться на якорь. В нормальных условиях рекомендуется отдавать четыре глубины, при этом сама цепь должна быть вдвое длиннее. Если вы, к примеру, регулярно отдаете якорь на 10-метровой глубине, следует иметь 80 м цепи и/или троса; та часть, что приходится на цепь, должна составлять минимум четыре длины корпуса вашей лодки. Запасной якорь (верп) должен иметь минимум 10 м цепи и 30 м троса. Он пригодится на переполненной якорной стоянке, чтобы уменьшить циркуляцию (и, соответственно, риск навалиться на другое судно), а также в качестве аварийного — на случай проблем с основным якорем.

1. ПОДГОТОВЬТЕ ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО

image

Сначала вытащите все из рундука. Убедитесь, что коренной конец цепи (который крепится к лодке) привязан к лодке, а не прикручен — на случай, если потребуется его срочно перерезать.

2. ОТМАРКИРУЙТЕ ЦЕПЬ С ИНТЕРВАЛОМ 5 М

image

Это позволяет визуально контролировать, сколько цепи уже отдано. Самое простое и дешевое решение — пластиковые хомуты для кабелей с цифрами. Другой вариант — покраска звеньев, но имейте в виду, что цепь может загрязниться. Лучший выбор — специальные маркеры для цепи: они наиболее заметны.

3. ПРИСОЕДИНИТЕ ЯКОРЬ К ЦЕПИ

image

Используя качественную скобу, затяните палец скобы и закрепите его от выворачивания проволокой. Хорошая идея — добавить вертлюг, который предотвращает перекручивание цепи при подъеме и опускании якоря.

4. ЗАКРЕПИТЕ ЯКОРЬ

image

При помощи веревочного или проволочного стропа для безопасности. Если он оторвется от цепи, то может нанести лодке серьезные повреждения.

5. УСТАНОВИТЕ АМОРТИЗАТОР.

image

Если вы планируете не просто остановку на ланч, а длительную стоянку, хорошая практика — ставить амортизатор. Он снимает нагрузку с якорной лебедки и предотвращает резкие рывки цепи. Многие используют трос, пристегнутый к цепи карабином  заведенный на носовую утку. Можно купить и специальные резиновые амортизаторы; они уменьшают не только рывки, но и грохот цепи, обеспечивая ночью комфортный сон на якорной стоянке.

ВЫБИРАЙТЕ ПРАВИЛЬНО.

Споры, какой тип якоря лучше, будут всегда. Так или иначе, большинство якорей нормально справляются со своей задачей. Куда важнее вес якоря, а также длина и диаметр цепи/троса. Главное — никогда не полагайтесь только лишь на стопор якорной лебедки для фиксации якоря. Таблица дает примерные ориентиры при выборе якорного устройства для вашей лодки.

ВРЕМЯ

На то, чтобы снять цепь, отмаркировать ее с 5-метровыми интервалами, закрепить скобу и установить амортизатор, потребуется часа два. Процедура несложная, но вытаскивать всю цепь из рундука, если лодка на воде, довольно хлопотно.

По материалам журанала MBY RUSSIA

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий